?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Деньги — одна из тех фундаментальных штук, которым мы по большей части учимся «между делом», но, если бы этот подход работал, никто бы не читал статьи о планировании финансов на нашем сайте, верно? А многие умные дяди и тёти каждый месяц не спрашивали бы: «Куда делась моя зарплата?». Умение обращаться с деньгами — один из немногих навыков, который пригодится абсолютно всем, поэтому восполнить этот пробел в существующей системе образования предстоит вам.

Два правила


  1. Всему своё время. Во-первых, детям разных возрастов нужно рассказывать разное. Трёхлетке ни к чему знать о налогах. Подросток и без вас в курсе, что деньги получают на работе. Во-вторых, информация от вас должна поступать дозированно, с достаточными перерывами, чтобы ребёнок её полноценно впитал. Иначе у него будет ощущение очередной школьной обязаловки. Отсюда второе правило.

  2. Лучший формат обучения — игровой. Или полуигровой. Это работает для всех возрастов, но для детей особенно. Игра — их естественное состояние, поэтому не надо отрывать ребёнка от интересного занятия и сажать напротив, чтобы рассказать о деньгах. Чем спонтаннее и непринуждённее будут ваши уроки, тем лучше.

С 3 до 5 лет

Урок № 1. За деньги покупают вещи

Как его преподать:


  • Попросите ребёнка помочь вам посчитать монетки. Объясните номиналы. Когда с монетками разберётесь, переходите на бумажные деньги.

  • В магазине, покупая что-то ребёнку (мороженое, сок, что-то небольшое), предложите ему самостоятельно набрать нужную сумму.

  • Поиграйте в магазин: разложите красивые вещи, игрушки, заколки, машинки (в зависимости от пола ребёнка), распечатайте игрушечные деньги и предложите ему вначале побыть продавцом, а потом — покупателем.

  • Когда происходит что-то хорошее (например, подружка пришла в гости к вашей дочке), отметьте, что это радость, за которую не надо платить. Иначе говоря, покажите, что не всё приятное продаётся.

Урок № 2. Деньги зарабатывают на работе

Как его преподать:


  • Когда ребёнок в очередной раз спросит: «Папа-папа, что ты делаешь?», пока вы работаете за компьютером, расскажите ему о своей работе: каковы ваши обязанности, за что вам платят, почему вас ценят и уважают.

  • На улице, проходя мимо людей в униформе (официантов уличных кафе, полицейских), укажите на них и спросите, кто это. «Как ты думаешь, чем они занимаются? Зачем нужна их работа?» Скажите дочке, прилипшей к красивой витрине, что все-все эти куклы — собственность хозяйки магазина и что она предприниматель.

  • В дороге предложите поиграть в «я хочу работать (название профессии)». Побеждает тот, кто придумает больше.

Урок № 3. Иногда нельзя сразу купить то, что хочешь

Как его преподать:


  • Когда ребёнок ждёт чего-то приятного (праздника, свободных качелей), напомните, что иногда надо подождать, прежде чем получить желанное.

  • Заведите симпатичную копилку и давайте ребёнку монетки каждый раз, когда ему что-то удаётся хорошо или когда он вам в чём-то помогает. Каждый месяц или два вскрывайте копилку. Скажите: «Видишь, сколько набралось! У меня тоже есть копилка для больших покупок». А потом пусть купит на свои деньги то, что захочет.

Урок № 4. Есть разница между тем, что хочется, и тем, что нужно

Как его преподать:


  • Сделайте карточки с картинками разных покупок и предложите ребёнку разложить их на две кучки: «хочу» и «надо».

  • В магазине спросите, что важнее купить: еду (мясо, сыр, фрукты и так далее) или шоколадку. Когда ребёнок (само собой) выберет шоколадку, напомните, что спрашивали о важном, а не только о приятном. Скажите, что шоколадки — это для удовольствия, но питаться только ими нельзя.

  • Нарисуйте вместе диаграмму, которую вы разделите на секции по типам покупок. Еда, товары для дома, развлечения и так далее. Продемонстрируйте, что деньги не бесконечные и их важно правильно распределять.

С 6 до 10 лет

Урок № 1. Иногда надо подумать, прежде чем купить

Как его преподать:


  • Если уже решили купить ребёнку игрушку, посадите его рядом («Хочу выбирать, где купить, вместе с тобой») и вместе посёрфите по онлайн-магазинам в поисках лучшей цены.

  • В магазине скажите, что это «наш бюджет на фрукты», и предложите выбрать, какие покупать.

  • Покажите на ценник со скидкой и объясните, что это такое.

  • Если ребёнок хочет что-то очень дорогое, покажите ему на диаграмме, которую вы делали, какой кусок от вашего бюджета эта покупка «съест».

Урок № 2. Покупать что-то в интернете пока не стоит

Как его преподать:


  • Когда ребёнок наткнётся (а он обязательно наткнётся) на заблокированный контент в какой-то игре на планшете, объясните, чтоза него просят деньги и что эти деньги совершенно настоящие, даже если их не видно.

  • Заключите договор о том, что без вашего разрешения ребёнок не будет вводить никакую личную информацию в интернете («Тсс, не рассказывай интернету своих секретов»).

  • Знайте, на какие сайты заходит ваш ребёнок.

Урок № 3. Электронные деньги хранятся в банке, и их можно преумножить

Как его преподать:


  • Возьмите ребёнка с собой в банк в не очень людный день. Отвечайте на все вопросы.

  • Покажите свою пластиковую карточку и расскажите, зачем её завели.

  • Расскажите о накопительных счетах. Заведите бесплатный накопительный счёт для ребёнка.

С 11 до 13 лет

Урок № 1. На каждый рубль отложи 10 копеек, и чем раньше, тем лучше

Как его преподать:


  • Предложите ребёнку откладывать (в ту же копилку или на открытый счёт) 10% карманных денег. И похвалите, если он это сделает.

  • Сделайте мудборд (mood board — «доска настроения») с фотографиями и ценниками недорогих вещей, которые ребёнок хочет купить сам. Предложите раз в месяц выбирать новую цель с мудборда и копить на неё.

  • Поддерживайте вложения ребёнка: условно говоря, на каждый рубль в копилку или на счёт от него докладывайте 25 копеек от себя.

  • Показывайте выписки со счёта или подводите баланс копилки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма.

  • Сядьте вместе и посчитайте (практика математики, кстати), сколько ваш сын или дочь скопит к 50 годам, если будет откладывать каждый год определённую сумму.

Урок № 2. Завести кредитку всё равно что взять в долг

Как его преподать:


  • Покажите на примере, как работает кредитка и чем она отличается от обычного «пластика» («Ты берёшь у меня 50, возвращаешь по 10, но в итоге платишь не 50, а…»).

  • Приведите примеры, когда вы использовали кредитку (или взяли кредит), и расскажите, почему это было оправданно.

Урок № 3. Осторожнее с онлайн-покупками и персональными данными

Как его преподать:


  • Поиграйте вместе с ребёнком в онлайн-игру модели Free-to-play и в подходящий момент объясните, как устроены встроенные покупки, почему они такие заманчивые и почему их стоит избегать.

  • Если у вашего ребёнка уже есть свой email, расскажите о спаме и приучите не открывать письма от неизвестно кого.

  • Расскажите о SMS-мошенниках, которые срочно просят прислать денег на телефон и так далее.

  • Объясните концепцию персональных данных (от номера папиной кредитки до адреса электронной почты или физического адреса) и скажите, что чужим они не предназначены.

С 14 до 18 лет

Урок № 1. Детализируем расходы

Как его преподать:


  • Покажите конкретными цифрами (с наглядными диаграммами или инфографикой), сколько вы зарабатываете и куда уходят деньги. Сколько стоит жильё в вашем городе, сколько уходит на еду в день и в месяц,сколько стоит одежда, транспорт, развлечения, школьные принадлежности.

  • Посоветуйте ребёнку записывать (хоть в блокнот, хоть в приложение), куда уходят его карманные деньги. Можете предложить за это дополнительную награду, но лучше неденежную. Например, право погулять с друзьями допоздна раз в неделю. Имейте в виду: даже с наградой шансы, что ребёнок будет и правда записывать расходы, минимальны, если вы сами этого не делаете.

Урок № 2. Первая работа

Как его преподать:


  • Предложите ребёнку получать «зарплату» за работу по дому, помощь с покупками, оплату счетов (пусть вкусит прелесть очередей в Сбербанке) или уход за питомцами. Причём именно зарплату раз в месяц, а не быстрые карманные на каждый день.

  • Поищите вместе временную работу на лето. Если найдёте что-то интересное, обсудите, как ребёнок будет на неё устраиваться: порепетируйте собеседование, каждый напишите мотивационное письмо и сравните свои варианты.

  • Расскажите об удалённой работе, о её минусах и плюсах.

Урок № 3. Первый «пластик»

Как его преподать:


  • Сейчас карточка нужна всем: она упрощает жизнь. Бояться её не надо. Чем раньше у ребёнка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счёт, поставьте для неё комфортный вам лимит (не больше Х рублей в день, например) и вручите ребёнку. Скажите, что это только его вещь, личная, и деньги там — его деньги, вполне реальные. Всё, что вы рассказывали о персональных данных и ценности бумажных денег, применимо и здесь.

  • Покажите на примере какой-то плановой покупки, как пользоваться картой в интернете, в банкомате, в магазине. Если вы платите ребёнку за работу или просто выдаёте карманные, дайте выбор, как он может их получать: наличными или на карту. Или разбивайте пополам. Научите его пополнять карту самостоятельно в подходящем для этого банкомате или терминале.

  • Следите за расходами ребёнка так, чтобы вас не поймали. Вы даёте ребёнку деньги, чтобы он научился пользоваться ими ответственно. Если он почувствует ваше недоверие (даже обоснованное), эффект будет обратным. Либо вы учите ответственности, но и даёте разумную свободу, либо свободы не даёте, но и самостоятельности не ждёте. Иначе не бывает.

Что дальше

С 18 лет (для кого-то раньше) можно рассказывать о таких штуках, как налоги (НДС на ценниках, НДФЛ, вычеты из зарплаты) и пенсия, о базовых формах предпринимательства и их устройстве. Если у вас самих есть пробелы в этой сфере, самое время их восполнить.

И помните, что смысл всех этих уроков не только обучающий. Многие взрослые боятся денег, чувствуют к ним брезгливость и недоверие. Такие говорят: «Не в деньгах счастье», — и любят винить общество за давление «быть богатым», которое оно на них якобы оказывает. С другой стороны стоят те, кто делает из денег культ. Они говорят: «Не в деньгах счастье, а в их количестве», — и идут покупать… не знаю. Десятую яхту.

Вы же уроками, играми и, главное, личным примером можете показать своему сыну или дочери, что деньги — инструмент для хорошей жизни. Что они дают возможность выбирать (Турция или Карпаты, такси или метро, готовить или заказать) и радовать себя, дают защиту и стабильность. Деньги надо уважать и преумножать. Даже любить, но без фанатизма. Как друга, а не как божество.

Статья мне очень понравилась. Коротко и по существу. Я все никак не выберу для себя методику по введению детей в мир финансов, поэтому сохраню, буду заглядывать в нее.

А вы разговариваете с детьми о деньгах? Собираетесь вообще заниматься фин.обучением детей? И если уже это делаете, то по какой системе, книге или методике?

Источник - http://lifehacker.ru/2015/11/11/children-and-money/.

Просмотров - Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Recent Posts from This Journal

  • Coursera: Stanford Introduction to Food and Health.

    Так, я точно знаю, что у меня добрая половина друзей заботится о качестве своего питания, а многие периодически пытаются снизить вес. Я права? Есть…

  • Про любимую расческу Ecotools.

    Очень люблю моменты, когда заказываешь спонтанно какую-то банальную вещь и вдруг получаешь море положительных эмоций. Ровно также произошло вот с…

  • Рождественский Детектив от Пьера и его команды.

    Кто любит детективы больше, чем моя Сонька? Особенной любовью пользуются всяческие загадки, головоломки и лабиринты, а также квесты и книги с…

  • Kumonомания! Розыгрыш 4 тетрадей Kumon.

    Ну, что, возыращаться так с книгами? Раз уж меня тут так долго не было, то самое время порадовать вас новым розыгрышем. Итак, 1 декабря…

  • Домашние финансы. Неделя сбережений.

    Если вы хотите быстро узнать и понять азы управления домашними финансами, то присмотритесь внимательно к мероприятиям, которые проходят в рамках…

  • Витраж. Коломбина.

    Последняя работа Соньки в технике витраж мне очень понравилась. Особенно ценно то, что делала она его вообще без моей помощи. Для создания…

promo finsaver may 11, 2012 19:02 46
Buy for 20 tokens
Хотите сделать заказ быстро и просто? Этот пост для тех кому трудно разобраться или просто хочется сэкономить время. Подробно и пошагово, в картинках о том как сделать заказ на www.iherb.com . 1. Регистрация. Для начала необходимо зарегистрироваться. Заходим на сайт сюда -…

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
Светлана Малькова
Nov. 16th, 2015 10:33 am (UTC)
Хорошая статья, сохраню себе. Мы пока только играем в магазин, бумажки, на которых написаны цифры - это у нас деньги, а еще пытаюсь объяснить, что все книжки, игрушки, сладости стоят денег, которые надо заработать.
finsaver
Nov. 16th, 2015 07:43 pm (UTC)
Я своей тоже объясняю, но туго идет, мало мою волнует, что папе надо заработать, она это как-то не ощущает
mahusia
Nov. 16th, 2015 02:15 pm (UTC)
отличная информация! о многом думаешь и учишь ребенка интуитивно, но некоторые моменты меня здесь просто осинили. например, рассказывать, что вот эта радость - не за деньги. это кажется таким само собой разумеющимся. а ведь это не так.
finsaver
Nov. 16th, 2015 07:42 pm (UTC)
абсолютно согласна, вот эти акценты в наш монетизированный век очень важны, я сама до таких простых радостей дошла к 30-ти
iva_in_lj
Nov. 16th, 2015 09:27 pm (UTC)
Конечно разговариваем о деньгах (ребенку почти 4г). Плана четкого нет. Считает толькоь до 5 (и как то ребенка пока не тянет считать). Знает четко:
- взрослым за работу платят деньги,
- на деньги мы покупаем необходимости, платим за коммунальные услуги (и значит, стоит поэкономить свет и воду чтобы денег осталось побольше))),
- можно накупить всякой мелочевки или на эти же деньги купить что-то покрупнее, на все денег не хватает;
- в магазинах есть акции - это когда можно купить побольше и потратить поменьше;
- можно положить деньги в банк, и за пользование деньгами банк потом вернет нам чуть больше;
- если денег не хватает на крупную покупку (в нашем случае квартира), то можно попросить у банка, но потом с каждой зп придется отдавать. Этот пункт наверное в голове пока не уложился)))

В общем, все с чем сталкиваемся в жизни - обсуждаем. Потом ребенок сам инициирует игру и увиденное проигрываем. В сад не ходит, поэтому по банкам с нами. Если в налоговую зайдем, то и про налоги объясню. Конечно, в упрощенном виде.

Статью скопировала. Спасибо))
-

Edited at 2015-11-16 09:30 pm (UTC)
finsaver
Nov. 17th, 2015 06:08 am (UTC)
А, классно у вас все поставлено. Кстати, как ребенок относится если стоит выбор купить много раз мелкое или попозже, но крупное? или вы его перед таким выбором еще не ставите?
iva_in_lj
Nov. 17th, 2015 11:44 am (UTC)
Соглашается на крупное) но я правда стараюсь с ней не ходить по магазинам игрушек, что бы уж не тревожить. Но в продуктовом у нее глаза загораются на вкусняшки, в косметическом - на сумочки/заколочки и т.д, в одежном - на юбки со стразами и вообще все розовое)). И т.к ребенок пока совсем не считает, то я пока работаю попугаем и хочется, чтобы она все это воспринимала как факт. Когда научится считать, думаю, надо выдавать примерно по 20р в неделю (пока не знаю точно сколько).
finsaver
Nov. 17th, 2015 12:50 pm (UTC)
У моей пока тоже терпения не хватает и руки загребущие, а глаза заведущие, поэтому пока выход - не ходить по магазинам часто. В продуктовом научилась себя сдерживать, правда, ей просто запрещено там что-то покупать ибо аллергия. А вот в заколках либо правило цены - покупка не больше определенной суммы, либо выбирает на скидочной стойке ))) но у нас как-то все стихийно и хаотично пока и я не уверена, что правильно...
iva_in_lj
Nov. 19th, 2015 05:17 pm (UTC)
извините, что поздно отвечаю, но тема интересная))
да, стихийно - мне кажется это нормально. Ребенок все равно вынесет самое главное, а шелуху отсеет. И оптом будет эту тему раскручивать в вопросах. Ну в общем, мне кажется, главное хоть как-то об этом разговаривать с детьми и вводить свои понятия о финансовой грамотности. А не просто запрещать какие-то покупки ("нет и все", без объяснений, типа родительский авторитет).
bonds_wife
Nov. 16th, 2015 09:42 pm (UTC)
Приятного вечера
andrusska
Nov. 17th, 2015 08:31 am (UTC)
Мы выдаем детям каждый месяц фиксированную сумму. Также бывают премиальные ) Но за работу по дому не платим.
Сейчас учим их копить на крупную покупку, а не мелочевку.
finsaver
Nov. 17th, 2015 12:45 pm (UTC)
и как? получается у них копить? или все же в мелочевку уходят? моя торопыга ужасная ))
andrusska
Nov. 17th, 2015 01:12 pm (UTC)
Старшая - торопыга. Раньше все тратила сразу, причем не только на себя, чаще всего нам подарочки мелкие покупала. Сейчас учится ставить себе цель. Так она сама купила себе планшет. Теперь копит на поездку во Львов.
Средний сын не потратит лишней гривны, не подумав 10 раз ))) Они очень разные.
Младший своих денег пока не имеет, посмотрим какой он будет )
finsaver
Nov. 17th, 2015 01:15 pm (UTC)
Какие они разные, хотя казалось бы видят один и тот же пример родителей...
fjergjsk
Nov. 27th, 2015 03:58 pm (UTC)
Здравствуйте!
Полезная статья!
А чем опасны онлайн-покупки? У меня знакомый увлечен интернет-шопингом, товары по Ebay заказывает. Значит, детей надо от этого предостерегать?

Согласен, детей надо приучать к деньгам смолоду. Потом уже поздно. Этот мой знакомый однажды меня здорово удивил. Как-то раз звонит он (человеку 50 лет) своему отцу (за 70 уже) и советует, как накопить деньги на плановые расходы (речь шла о страховке Осаго):
- Надо взять трёхлитровую банку, сделать в крышке щёлку и кидать туда деньги, десять процентов с каждой покупки. Хлеб купил за 19 рублей, рубь девяносто бросил...
Ну, думаю я, поздно о копилке задумались, Виталий Алексеич (имя изменено). Обычно в копилку дети играют. Подслушал разговор невольно: вместе работаем.

Edited at 2015-11-27 04:00 pm (UTC)
finsaver
Nov. 30th, 2015 07:17 am (UTC)
в инете детям сложнее себя контролировать и сайты-мошенники они с трудом отсеивают, думаю, поэтому не стоит инет покупки делать .
xekate
Nov. 30th, 2015 07:16 am (UTC)
А меня прям покоробила фраза про радость, за которую не надо платить. Если такие моменты и надо освещать, то точно в другом ключе.
А еще я не согласна с тем, что нужно платить за то, что ребенок помогает по дому. Категорически не согласна. В доме живут все члены семьи и все должны вносить посильный вклад.

А вообще статья во многом полезная, спасибо!

Дети все разные и далеко не все будут интересоваться финансами в том объеме и качестве, как тут описано. Да, рассказывать безусловно нужно, но давить не стоит. Все же в первую очередь нужно смотреть на ребенка и его склонности. Передавить тоже бывает плохо...
finsaver
Nov. 30th, 2015 07:20 am (UTC)
рада, что статья понравилась
все индивидуально, конечно же ты права
( 18 comments — Leave a comment )
finsaver
Ольга Finsaver
http://finsaver.ru



Tags

Powered by LiveJournal.com